ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Выбрав тему дипломной работы, я набрал в Интернете слово «рэйки» и получил информацию столь разнообразную сколь и противоречивую, и не знал с чего начать. Многочисленные источники называют «рэйки» универсальной жизненной энергией, силой жизни, силой святого духа, просто энергией, необходимой для жизни человека. Еще, рассказывают, что с помощью этого можно привлечь деньги, удачу, можно управлять ситуациями и исправлять ошибки прошлой жизни.  Но главное, в чем вся информация о рэйки сходна – это то, что этому может обучиться каждый. Правда, по-разному, но неизменно за плату.

С некоторого времени учение рэйки захватило многих россиян и, претендуя на универсальность системы, продолжает привлекать все новых и новых сторонников. В чем же суть столь «нужной», людям, практики, чьим интересам она служит и какова ее религиозно-философская основа – вот круг вопросов, на которые предстоит ответить в ходе данного дипломного исследования.

Актуальность работы определятся еще и тем, что работ, подробно анализирующих учение рэйки, его идеи и практики, сопоставляющих все варианты истории происхождения и развития, автором обнаружено не было, поэтому данная работа попытается восполнить этот пробел.

Все вышеизложенное предопределило выбор направления настоящего исследования, его цели, задачи, его предмет и объект.

Целью является рассмотрение истории возникновения и этапы развития, основных идей и практики рэйки и ее оценка с позиции православного богословия.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— рассмотреть современные школы и направления рэйки в мире;

— изучить путь развития учения рэйки в России и определить причины зарождения интереса к нему и популяризации практик;

— выявить мифологические и реальные составляющие теории рэйки, особенности физических, духовных идей и практик рэйки;

— охарактеризовать рэйки с позиции ответа на социально-психологические потребности россиян с начала 90-х годов прошлого столетия и до сего времени;

— привести основные доводы, позволяющие критиковать учение и практику рэйки с позиции православного учения;

— сопоставить буддийские традиции и рэйки с целью определить степень заимствования последнего из первого.

Объектом исследования является учение рэйки.

Предметом исследования выступает философски-религиозные основы и практики рэйки.

Источниковая база дипломной работы основана на опубликованных в интернете и изданных в нашей стране, руководствах по проведению сеансов рэйки, применения энергии рэйки. Отметим, что данное учение до сих пор считается устной традицией, несмотря на то, что на Западе в недавнем прошлом была опубликована первая книга о рэйки авторства Дайаны Стайн. После чего отмечается лавинообразный рост различного рода литературы на данную тему. Особо отметим труды таких авторов-последователей учения рэйки  как С.В. Куликов, О. Синько, В.И. Бородкин, Н. Балановская, Франк А. Петтер и др. Отдельно отметим работы рэйкистов Ло Кана и Эми З. Роулэнд, которые широко переведены на русский язык и изданы в нашей стране. Данные труды легли в основу понимания и изучения практики и философии рэйки. Их можно причислить к источникам.

Особо хотелось бы отметить материалы, которые помогли мне выстроить концепцию своей работы. К ним, прежде всего, относятся книга иером.  С. Роуза, «Православие и религия будущего» и «Введение в сектоведение» Р. М. Коня.

В своем сравнении учения рэйки с различными восточными практиками и движением нью-эйдж, которые имеют сходное воздействие на людей, я использовал статьи В.Ю. Питанова,  опубликованные  в   интернете. Книга о. Андрея Кураева – Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии) была полезной для понимания причин стремления учения рэйки, сделать все мировые религии своими инструментами. Интересной и содержательной, хотя и очень личной, является работа бывшего мастера рэйки Елены Балашовой «Опыт переосмысления «Рэйки»». Она первая сделала попытку проанализировать данную практику на совместимость с различными религиями. Эта публикация стала, пожалуй, одним из самых объективных источников сведений о том течении рэйки, которое практикуется у нас в России. Мною так же была использована статья Медведева М. Ю., Калашниковой Т. П. «О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки», где дается сравнение молитвы и медитации, а так же приводятся примеры катастрофического вреда медитаций. В качестве материала, помогшего проанализировать принадлежность рэйки к секте, я использовал справочник «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и  неоязыческого характера», в частности статью И.Куликова о новых сектах и оккультных организациях в России. Интересна оценка методов и способов управляющего воздействия сект на человека в публикации доктора психологических наук Наговицына А.Е. В качестве статистических данных, оценивающих интерес россиян к различным оккультным учениям, мною были выбраны исследования, опубликованные М.Степаненко. В статье С.Филатова «Современная Россия и секты», указывается ряд причин, способствующих успеху восточных практик в России. Курс лекций А. Щипкова  помог мне в оценке религиозно-правовой ситуации в России. Статьи протоиерея Александра Шабанова «Рэйки — оккультная терапия» и  Калашниковой Т. П. «Исцеления истинные и ложные»,  несмотря на неточные данные по истории рэйки, были использованы мною, как примеры православных оценок действий рэйкистов. Все вышеприведенные материалы и публикации страдают либо поспешностью выводов и однобокостью суждений, которые однозначно относят рэйки к деструктивным сектам, либо исторической недостоверностью. Отбросив крайние точки зрения, я постарался в своей работе беспристрастно оценить рэйки, рассматривая ее и как методику исцеления, и как религиозно-оккультную практику. Мною так же были проанализированы попытки сочетания рэйки с разными религиями и верованиями. Основной темой исследования стала попытка рэйкистов, использовать христианство, для распространения учения за пределами Японии, в частности в России. Был проведен анализ рэйки на наличие оккультных и магических составляющих, и рассмотрена возможность применения различных психотехник и методов внушения.  Для сравнения буддизма и рэйки, с целью исследования истоков последнего, мною была взята публикация О.Новикова «Рейки и буддизм». Не смотря на то, что работ, описывающих и критикующих учение рэйки с позиции православия достаточного много, а некоторые из них весьма содержательны, все они обладают одним существенным недостатком: в них отсутствует комплексный подход к данному явлению. Все выводы данного исследования будут приведены мною в заключении.

Теоретико-методологической основой исследования можно определить культурно-исторический (культурологический) и богословско-полемический подход. Суть первого заключается в том, что культура и религия являются исходным материалом построения и  упорядочения как общества в целом, так и деятельности образующих его институтов, в том числе и образования новых доктрин, теорий, учений и т.д. Если в процессе исследования любого объекта социально-культурной сферы не учитывать указанный контекст, то теряется целый ряд условий и предпосылок, оказавших влияние на его становление. Исходя из этого, при исследовании, проводимом в данном дипломе, постоянно учитывались национальные факторы, региональные особенности и социально-психологическое состояние общества на тот момент, когда в нашей стране началось внедрение учения рэйки.

Богословско-полемический подход дал возможность построить систему предполагаемого диалога с адептами рэйки для выявления основных противоречий и искажений последователями Микао Усуи, основ христианского учения, подаваемый ими, как объединяющий фактор. Опровержения данного учения будут поданы с позиции православия. Исходя из этого, мною будет выстроена третья глава дипломной работы:  сначала будет рассмотрена история происхождения рэйки, источники данного учения, затем оно будет подвергнуто критике с православной позиции, в заключении будут выделены основные противоречия рэйки православию.

На основе поставленных задач, основными методами исследования автор определяет:

— индуктивный метод, применение которого необходимо для выявления закономерностей развития учения рэйки в разных социо-культурных условиях;

— сравнительный метод, на основе которого предполагается сравнить рэйки с православием и буддизмом;

— контент-анализ, который был необходим для выявления особенностей философско-религиозных основ учения и практики рэйки;

Для раскрытия поставленной, в работе, темы автор предлагает следующую структуру:

Во введении обосновывается выбранная тема, рассматривается актуальность ее изучения, ставятся цели и задачи исследования, а также выбираются методы достижения поставленных задач.

Первая глава посвящена рассмотрению истории возникновения и развития идеологии об универсальной жизненной энергии. Рассмотрен путь основания учения  Микао Усуи и то, как он «приобрел» знание об энергии рэйки. Подробно рассмотрены различные течения и направления школ рэйки в России и мире. Отдельный параграф посвящен изучению причин популярности учения рэйки в России и трансформациям традиционного рэйки в наших условиях.

Вторая глава посвящена подробному рассмотрению истоков религиозной философии и практики рэйки. Выявляются корни учения и изначальной практики, выявляются мифологические моменты и определяется основной механизм осуществления действия рэйки на человека. Далее изучается опыт рэйки как социально-психологической методики.

Третья глава представляет собой попытку сформулировать и систематизировать критику рэйки с позиции православия, исходя из опубликованных материалов ведущих сектоведов и бывших последователей данного учения. Далее, в четвертой главе, проводится анализ соотношения буддийских традиций и рэйки.

Заключение логически подводит итог всему проведенному исследованию.